Главная » Статьи » Мои статьи |
Борьба с шумом на моторных катерах
Можно ли когда-нибудь добиться того, чтобы моторные катера скользили по воде так же бесшумно, как парусные яхты? Тот, кто согласен перенести трудности и понести соответствующие расходы, может приблизится к этой мечте уже сегодня. Эффективная борьба с шумом требует взаимодействия всех учавствующих в постройке катера и, кроме того, особых знаний, которыми обладает лишь специалист в этой области, а не моторостроитель, катеростроитель или механик по двигателям. Основные источники шума на борту большого туристического катера показаны на рис. 253: шум от главного двигателя (1); шум от дизель-генератора (2); свободный выпуск труб на транец (3); неравномерность гидродинамических сил в районе гребного винта (4); шум от вихрей носового буруна (5). Следовало бы добавить источник шума — ветер. Однако к нему, как к естественному явлению, человек достаточно привык и врят ли возникала необходимость принятия мер по его локализации. Шумы и вибрации являются колебаниями, которые распространяются в нескольких направлениях. Образуясь от двигателей, они воспринимаются и передаются фундаментами двигателей, переборками, наружной обшивкой судна, палубой — корпусный (структурный) шум. Одновременно происходит передача звука через воздух — воздушный шум. Третью область, а именно аккустику помещений, нет необходимости специально исследовать на малых судах, так как их помещения невелики. Возвращаясь к рис. 253, кратко исследуем главный источник шума, обозначенный 1. При работе двигателей образуются колебания низкой частоты, которые в виде вибрации становятся заметными в определенном районе судна. Возникают так же колебания высокой частоты — звуковые, передаваемые через фундамент двигателя на корпус, так что, переборки, палубы, наружная обшивка и другие элементы судна возбуждаются к резонансу, т. е. к излучению звука. Звуковые колебания в машинном отделении передаются по воздуху к окружающим переборкам, проходят через них и излучают чать звуковой энергии в помещения, расположенные по другую сторону переборок, как показано маленькими стрелками (рис. 253). Борьба с вибрацией в последнее время потеряла свое значение. На моторостроительных заводах научились хорошо уравновешивать возвратно-поступательные массы, поэтому механические вибрации, вызванные работой многоцилиндровых двигателей, ощущаются лишь как второстепенные помехи. Замечательно низкий уровень вибраций достигнут даже при работу одноцилиндровых и двухцилиндровых двигателей малых мощностей. Но так было не всегда. Еще в 30-х годах некоторые четырехцилиндровые дизельные двигатели давали настолько сильную вибрацию, что дребезжали все иллюминаторы и и двери на борту и даже появлялось ощущуение, что щелкают зубы. С течением времени эти недостатки были устранены, так что в дальнейшем речь пойдет только о борьбе с шумом. К числу мероприятий поборьбе с шумомм относится и эластичное (на амортизаторах) крепление двигателей и связанное с этим дальнейшее уменьшение вибрации. Под активной борьбой с шумом подразумевают все мероприятия, направленные на уменьшение шума, распространяемого источником. В первую очередь идет речь о конструктивных мероприятиях , осуществляемых на моторостроительных заводах. Достигнуты большие успехи. Если послушать при открытом капоте работающий двигатель автомобиля, то можно убедится в том, что в цилиндрах происходят бепрерывные резкие взрывы. Они стали почти не слышными. Но стоит только снять выпускной коллектор, как послышится треск, подобный пулеметной очереди. Значительно уменьшен шум и при работе дизелей, ожидаются также дальнейшие улучшения, связанные с понижением шума при воспламенении. В перспективе предполагается осуществить конструктивные мероприятия по уменьшению шума клапанов и их приводов, шума шатунно-кривошипного механизма, а также насосов и других агрегатов, работающий от двигателя. Уже сейчас шум от всасывания воздуха устраняется наилучшим образом. Помимо конструктивных меропирятий борьба с шумом должна осуществлятся на верфях в направлении влияния прежде всего в области помех 4 (рис. 253). Гребной винт не следует размещать слишком близко к корпусу. В кронштейне гребного винта необходимо всегда применять резиновый подшипник с водяной смазкой; не допускается люфт баллера руля в гельпортовой трубе во избежании возникновения стуков. На многих катерах кормовую часть днища необходимо усиливать подкрепляющими листами и дополнительными днищевыми рамными шпангоутами. Шум от вращения вала даже вместе с подшипником тем меньше, чем тщательней вал установлен. На моторных яхтах оправдали себя валы диаметром меньшим, чем требуется Правилами Ллойда. Материал для валов целесообразно применять высокопрочный, в этом отношении хорошо зарекоменгдовали себя нержавеющая сталь и монель-металл. Активная борьба с шумом заключается и в создании надежной конструкции внутренних связей судна (рис. 254). Из активный источников помех, появляющихся при стоянке на якоре и требующих устранения, можно назвать функционирование насоса пресной воды или осушительного насоса. Имеются еще некоторые источники шума, об устранении которых может позаботится владелец катера, - стук якорной цепи о форштевень, удары вспомогательной шлюпки о корму. Некоторые сигнальные фалы или другие части рангоута имеют обыкновение излишне хлопать на ветру. Источник: http://Х. Баадер "Разъездные, туристические и спортивные катера" | |
Просмотров: 4416 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |